Образовательная программа по народно-сценическому танцу

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ГОРОДСКОГО

ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

МОУ ДОД ЦЭВ «АЙЫЛГЫ»

 

Программа принята                  «УТВЕРЖДЕНА»                         «СОГЛАСОВАНО»

Педагогическим               Директор ДЦЭВ «Айылгы»       Начальник ВР и ДОД:

Советом МОУ ДОД

ЦЭВ «Айылгы»                          _________________________       ________________________

________________________               /Попова З.Н./                         /Яшина О.А./

«____»____________2010       «____»____________2010     «____»__________2010

                                                             

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО НАРОДНО – СЦЕНИЧЕСКОМУ ТАНЦУ

                            

 

Педагога дополнительного образования

Емельяновой Светланы Григорьевны

г. Якутск

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа является итогом трехлетней работы, предназначена для учащихся хореографического ансамбля. Стимулом к её созданию послужили качественные изменения, происходящие в методике преподавания, связанные с новыми требованиями к педагогам дополнительного образования, а также в значительной степени расширившееся представление о процессах, происходящих в человеческом организме, его психологические и физиологические особенности развития в условиях Крайнего Севера. Физиология, раскрывая структуру двигательного аппарата центральной нервной системы, многое «подсказывает» в частности воспитания двигательных навыков. Двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов, в то же время, движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцам не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющее свое постоянное место в сетке школьного расписания, танец, несмотря на усилия, хореографов, психологов, искусствоведов так и не смог войти в число обязательных предметов образования школьника.

Между тем хореография как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества, посредствам которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые и личные стороны нашего существа».

Народно — сценический танец раскрывает у детей красоту к хореографическому искусству, музыкальность, физические и эстетические качества, расширяет и углубляет кругозор учащихся. А так же воображение, фантазию, память, внимание, знакомят с творчеством народов своей страны и стран ближнего и дальнего зарубежья.

 

Актуальность программы:

— Условиям реализации данной программы актуальным является определения места народно – сценического танца в системе художественно – эстетического воспитания детей.

— Народно – сценический танец развивает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества, обогащает, поднимает человека на высшую ступень гармонического развития, морального и духовного.

Практическая значимость.

Практическим способностям педагога-хореографа развиваются, и укрепляются в процессе работы с коллективом, и основывается на показе танцевальных движений и их объяснениях. Важно на практике показать учащимся, что техническое совершенство танца является не самоцелью, а средством к наиболее яркому и выразительному выявлению содержания и образов танца.

Для педагога-хореографа важную роль играет систематическое проведение фестивалей, смотров и конкурсов (апробированный метод для сохранения творческого потенциала). Ежегодно проводится промежуточная аттестация в форме зачета или открытого занятия, выступления в городских и республиканских конкурсов и фестивалей.

 

Новизна программы.

— Образовательная программа «Занятий по народно – сценическому танцу» будет инновационным. Оно сориентирует педагогов на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве народного танца. Новизна исследования определена следующих результатов:

  • Раскрыто содержание понятия «творческая активность младших школьников».
  • Выявлены показатели развития творческой активности (интерес к эстетической деятельности, критическая оценка собственных действий), и определены уровни её проявления (высокий, средний, низкий).
  • Разработано комплексная программа эстетического образования младших школьников средствами народного танца дополнительного образования.
  • Экспериментально подтверждены педагогические условия занятий с детьми на основе народной хореографии, обеспечивающие эффективное развитие ребёнка.

 

Цель программы:

— Ознакомление с богатством народного танца и его характерными отличительными особенностями, национальной спецификой.

 

Основные задачи программы:

Обучающая:

  • Приобщение детей к искусству хореографии.
  • Изучение терминологии искусства в целом и хореографии в частности.
  • Привить основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.

 

Воспитательная:

  • Воспитывать умению эмоционального само выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
  • Воспитание умения понимать и ценить красоту и совершенство классического наследия.
  • Воспитания национального самосознания.
  • Воспитание выносливости, выдержки, дисциплины.
  • Воспитание трудолюбие, терпения, навыков общения в коллективе.

Развивающая:

  • Развитие всего организма учащегося, в частности его двигательного аппарата.
  • Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации).
  • Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости).
  • Развитие у учащихся таких качеств как выразительность и танцевальность.
  • Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности.
  • Развитие умений и способностей применять полученные знания в своей практической деятельности.

 

Отличительные особенности программы является, разнообразие сочетаний танцевальных движений народно-сценическом танце создает впечатлений новизны и в результате развивает творческую фантазию детей. Предоставляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся. Участие детей в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха в нем и на этой основе повысить самооценку и статус, позволяет ребенку реализовать себя в глазах сверстников, педагогов, родителей.

 

Основные направления.

 

Программа предусматривает три уровня обучения: подготовительный уровень 1 года обучения, начальный уровень 2 года обучения, углубленный уровень 3 года обучения.

 

Подготовительный уровень 1 года обучения:

 

предполагает психологическое раскрепощение каждого ребенка, выявление и развитие интереса, склонности к танцевальной деятельности, что условно может совпадать с младшим школьным возрастом ( 6-7 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (40 минут), по 10 детей в группе.

Изучается раздел: «Игровой стрэтчинг»

Начальный уровень 2 года обучения:

 

предполагает формирование разнообразных двигательных навыков у учащихся, а также удовлетворение познавательного интереса. Возраст 7-9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (40 минут), по 10 детей в группе.

Изучается раздел: «Народно – сценический танец».

Углубленный уровень 3 года обучения:

 

предполагает формирование комплекса знаний об истории и основных направлениях народно – сценического танца, освоив которые, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности. Возраст: 10-14 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, по 10 детей в группе.

Изучается раздел: «Народно – сценический танец».

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

 

         После изучения народно-сценического танца за 3 года обучения дети должны:

  1. Иметь представление:

— об истории и основных терминах движения народно-сценического танца;

— о развитии танцев разных народностей;

— о различии звучаний народных композиции.

  1. Знать:

— особенности народно-сценического танца;

— основные движения народно-сценического танца;

— основные известные народные танцевальные ансамбли.

  1. Уметь:

— сознательно управлять телом;

— красиво танцевать;

— чувствовать движения и действия и выражать свое состояние;

— правильно координировать движении в танце;

— ориентировать при выступлении сценической площадке.

В течение года промежуточным контролем является участие в концертах, республиканских и городских фестивалях, конкурсах. В конце учебного года проводиться итоговый – отчетный концерт и итоговая аттестация учащихся, что позволяет подвести итог практической работы. На занятиях дети получают словесную похвалу: «молодец», «хорошо», «очень чисто», «грамотно». Ученики, выполняющие движения, лучше других стоят в первой линии и являются примером для всех. Чем качественнее работает учащийся, тем больше он исполняет сценических постановок.

Первый год обучения проводится анкетирование «уровень заинтересованности», второй год – уровень удовлетворенности. Учитывая интересы детей и запросы родителей (по итогам тестирование, анкетирование, опрос, беседы) вношу корректировку. Третий год обучения проводится итоговой творческий отчет. Дети получают сертификат ДЦЭВ «Айылгы».

 

Условия реализации программы:

  • Необходимое количество часов;
  • Светлый и просторный зал;
  • Деревянный и некрашеный настил пола;
  • Специальные станки;
  • Зеркальная стенка;
  • Фортепьяно;
  • Аудио-видеоаппаратура;
  • Специальная тренировочная одежда и обувь для учащихся (танцевальные купальники, лосины, народные туфли).
  • Сценические костюмы.

 

Учебно-тематический план по народно-сценическому танцу

                                 (на 3 года обучения)

 

Подготовительный уровень 1 год бучения.

 

Игровой стрэтчинг.

 

Наименование тем и разделов Кол-во часов в т.ч. теория в т.ч. практика
1. Упражнения для мышц брюшного пресса. 8 2 6
2. Упражнения для мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед. 16 2 14
3. Укрепление позвоночника путем поворота туловища и наклонов его в стороны. 8   8
4. Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног. 8 2 6
5. Укрепление и развитие стоп. 8   8
6. Укрепление и развитие плечевого пояса 8   8
7. Упражнения для тренировки равновесия 8 1 7
8. Дополнительные упражнения 8 2 6
Итого: 72 9 63

 

 

Начальный уровень 2 года обучения.

Народно сценический танец.

 

Наименование тем, разделов Кол-во часов Теория Практика
1. -Общее понятие народного танца. Смешанный тренаж народно-сценического танца. 8ч.          8ч.
2. Русский танец.

Дробные выстукивания (вариации)

Движении с хлопками Припадание, моталочка, веревочка, ключ.

17ч. 1ч.          16ч.
3. Украинский танец. Выхилясник с угинанием (для девочек) Бигунец, тынок, припадание, выхилясник, веревочка. Большой тынок (для мальчиков) 17ч. 1ч.          16ч.
4. Белорусский танец. Основной ход, тройной притоп. Различные присядки. 17ч. 1ч.          16ч.
5. Молдавский танец

Различные шаги (вариации)

17ч. 1ч.          16ч.
6. Итальянский танец   Тарантелла

Повороты, подскоки, скользящие шаги

17ч. 1ч.          16ч.
7. Венгерский танец   Чардаш

Различные перескоки, ходы, вращении.

17ч. 1ч.          16ч.
8. Концертные выступлении 17ч. 1ч.          16ч.
9. Обобщение 2 года обучения 17ч. 1ч.          16ч.
10. Итого: 144ч. 8ч. 136ч.

 

Углубленный уровень 3 года обучения.

Народно-сценический танец.

 

Наименование тем, разделов Кол-во часов Теория Практика
1. Повторение репертуара 2 года обучения 10 ч. 1 ч. 9 ч.
2. Андалусийские танцы: сапатеадо, выстукивание, повороты. 16 ч. 2 ч. 14 ч.
3. Цыганский танец: различные ходы, чечетка, 21 ч. 1 ч. 20 ч.
4. Татарский танец: «чалыштыру», «эпипе». 22 ч. 2 ч. 20ч.
         
5. Танцы народов Кавказа: Аджаро-гурийский танец «Хоруми». 16 ч. 1 ч. 15 ч.
6. Немецкий танец: основные движения: переступания, балансе, парный вальс. 21 ч. 1 ч. 20 ч.
7. Шотландский танец: шотландский ключ, подскоки повороты, занозки. 21 ч. 1 ч. 20 ч.
8. Обобщение 3 года обучения. 17 ч. 17 ч.
9. Итого: 144 ч. 9 ч. 135 ч.


Содержание программы.

 

Подготовительный уровень 1 года обучения.

 

Игровой стрэтчинг – предлагаемый материал направлен на активизацию защитных сил организма, овладение навыками детского управления своим телом и психоэнергетической само регуляции, развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Методика предлагаемых упражнений основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связачного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушение осанки и исправить ее. Она базируется на анализе известных систем физических упражнений, приемов мануальной терапии, ритмики и хореографии.

— Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);

— Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), изучение танцевальных элементов;

— Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребёнка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа-воспитать в детях стремление к творчеству к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

 

Вариант структуры урока

 

Первая часть урока (подготовительная):

 

— Вход учащихся в танцевальный зал (марш). Желательно выстраивать детей по росту – от меньших к большим;

— Построение детей несколько линий, в 4 или более колонн (в зависимости от размеров зала и численности группы);

—   Поклон педагогу и концертмейстеру;

—   Игровой стрэтчинг.

 

Вторая часть урока (основная):

 

— Изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки;

— Работа над этюдами и комбинациями.

 

Третья часть урока (заключительная):

 —   Закрепление музыкально-ритмического материала в игре;

—   Музыкально-танцевальные импровизации;

—   Основное построение для выхода из зала;

—   Поклон педагогу и концертмейстеру;

—   Выход из танцевального зала (марш)

 

Содержательная характеристика.

 

«Игровой стрэтчинг».

Упражнения для мышц брюшного пресса:

«Змея», «Лодка», «Качели», «Рыбка», «Колечко», «Мостик», «Кузнечик», «Собачка», «Скорпион», «Кукушка», «Кошечка».

Упражнения для мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед:

«Книжка», «Летучая мышь», «Носорог», «Черепаха», «Ванька-встанька», «Птица», «Страус», «Горка», «Ежик», «Осьминог».

Укрепление позвоночника путем поворота туловища и наклонов его в стороны:

«Маятник», «Лисичка», «Месяц», «Флюгер», «Луна», «Узелок», «Морская звезда», «Орешек», «Часики».

Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног:

«Бабочка», «Рак», «Паучок», «Елочка», «Лесенка», «Жучок», «Зайчик», «Лягушка», «Велосипедик», «Паровозик», «Морская волна».

Укрепление и развитие стоп:

«Ходьба», «Лягушонок», «Гусеница», «Медвежонок».

Укрепление и развитие плечевого пояса:

«Замочек», «Пловцы», «Мельница», «Пчелка», «Самолет».

Упражнения для тренировки равновесия:

«Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка».

Дополнительные упражнения:

«Березка», «Гребцы» (парное).

 

Начальный уровень 2 года обучения.

 

Народно-сценический танец тесно связан с классическим , часть упражнений заимствована из классического танца. Медленные движения ближе к классике, быстрые – дальше от нее. Народно – сценический танец сближен с конкретной действительностью, с плясовым народным творчеством, изобилует различными движениями, которых в классическом танце мы не встречаем. Народно – сценическому танцу характерна большая свобода рук, корпуса и ног, в выборе положений, поворотов и т.д. У каждого народа существует множество танцев. Из огромного арсенала движений отбираются наиболее типичные, из сочетания которых составляются комбинации, этюды и танцы. Также учащиеся знакомятся с культурой различных народов, их традициями, особенностями и костюмом.

Учащиеся уже владеют определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координации движении, развито их внимание к восприятию нового материала и.т.д.

Педагог должен поддерживать интерес детей к танцу, например, продолжать изучение танцев-игр или же, напротив, делать акцент на изучении танцевальных новинок, которые привлекают внимание детей среднего возраста, вводить в уроки соревновательный момент, как можно быть активней включать в занятие элементы новой танцевальной техники-джаз-танца и современной пластики, использовать для музыкального сопровождения популярные среди подростков современные инструментальные и даже вокальные произведения.

Отобранные для изучения танцы народов Белоруссии, Украины, Молдавии, Венгрии, Италии разнообразны по музыкальному материалу (ритмическому рисунку, музыкальному размеру), отличаются по лексике, координации движений характеру и актерской выразительности. Преподаватель может варьировать программу. Важно, чтобы изучаемый репертуар был не сложен и интересен для освоения.

Танцевальный урок включает в себя три основных части:

-разминка (Игровой стрэтчинг), работа у станка;

-разучивание новых движений в соответствии с подобранным репертуаром;

-репетиционно — постановочная работа.

 

Пример 1-го урока :

         Вход в танцевальный зал. Поклон педагогу и концертмейстеру .Работа у станка над элементами и комбинациями народного танца- 20 мин.Разучивание и отработка движений народного танца на середине зала 10 мин.Соединение в отдельные фигуры и общую композицию-15 мин. Поклон и выход из зала.


Пример 2-го урока:

Вход в танцевальный зал маршем, различные виды шагов и бега, боковой галоп, полька, подскок, переход на марш и перестроение в линии, поклон- 7-10 мин.

Тренаж современной пластики-10 мин.

Разучивание элементов ,фигур и законченных композиции современных танцев 25 мин.

Поклон и выход из зала.

 

Пример 3- го урока:

Вход в зал маршем и построение по линиям. Поклон. Разминка в различных возможных вариантах.

Работа над элементами и фигурами народного танца-15

мин.

Разучивание репертуара народного-20 мин.

Поклон и выход из зала.

 

Содержательная характеристика.

Русский танец

 

-Разучивание основных движений:

-Переменный ход вперед;

-Переменный ход назад;

-Русский ход с каблука;

-Гармошка;

-Припадание;

-Моталочка;

-Ход с подскоком и ударом носка;

-Веревочка;

-Веревочка с шагом на каблук;

-Ключ;

-Дробный ход.

На основе изученных движений педагог составляет небольшие композиции. Наиболее доступным будет хоровод, который можно строить на движениях русского хода с носка, переменного хода, используя различные рисунки: круг, диагональ, колонну, шеренгу, и.т.д.

— Хлопушка;

— Шаги с хлопками;

— Хлопушки по голенищу сапога и возле колена;

— Концовка с хлопушками;

— Хлопушки очень разнообразны и многочисленны.

— Хлопушки исполняются энергично, четко, с широким размахом рукой;

— Присядка с опусканием ноги в сторону (или вперед) на каблук;

— Присядка с продвижением в сторону;

— Присядка с хлопушкой;

— Присядка с ковырялочкой;

— Мелкий дробный ход;

— Мелкая дробь с притопом;

— Дробь с подскоком.

Одним из основных мужских движений в русском танце является присядка. Присядки очень разнообразны: они исполняются на месте, с продвижением в стороны, вперед, назад, в комбинациях с другими движениями – веревочкой, ковырялочкой, хлопушками, притопами и.т.д.

 

Украинский танец

 

         Положения ног. При изучение элементов русского народного танца используется, как правило, I, II, III и VI позиции ног, аналогичные позициям классического танца, но в более свободной форме.

Положение рук. Руки в русском народном танце играют важную роль, их многообразные переходы из одного положения в другое дополняют и украшают движения корпуса.

Разучивание основных движений

— Бигунец;

— Тынок;

— Припадание;

— Веревочка;

— Выхилясник;

— Вихилясник с угинанием (движение для девочек);

— Большой тынок (движение для мальчиков);

— Голубцы;

— Низкий голубец;

— Два низких голубца с тройным притопом.

На основе разученных движений педагог может составить композиции украинских танцев «Гопак», «Веснянка», «Метелица» (в зависимости от подготовленности группы)

Метелица – парно-массовый танец, быстрый по темпу исполнения. Танец не имеет строго установленной композиции, поэтому руководитель может сочинить свою простую и доступную детям. За счет своей динамичности танец хорошо тренирует дыхание, развивает координацию движений и выносливость.

 

Гопак – один из самых популярных танцев Украины. Это веселый, задорный танец. Основное движение – бигунец. Танец строится на чередовании сольных и парных выступлений юношей и девушек.

Веснянка – девичий лирический хороводный танец. Танец не имеет определенной композиции, поэтому педагог может сочинить свои варианты, внося в них игровой момент, сюжетную линию. Используются простой танцевальный шаг, переменный шаг, дорожка, притопы.

 

Белорусский танец

 

Позиции ног и положение рук при изучении элементов белорусского танца схожи с вышеописанными положениями русского и украинского танцев. Однако в белорусском танце при положении рук на талии кисти примыкают к корпусу тыльной стороной, как бы прячутся от зрителя.

В парных танцах чаще всего используется положение рук крест-накрест, при этом танцующие располагаются на одной линии.

Разучивание основных движений

-основной ход вперед;

-основной ход назад;

— тройной притоп;

— Крыжачок присядка с поворотом плеча;

— присядка с подъемом ноги накрест;

— Лявониха;

— парно- массовый танец, исполняется четным количеством пар (не менее четырех). В основе танца лежит ход лявонихи; композиция строится по кругу,   с перестроениями в линии, колонны и другие рисунки;

— движения основной ход;

— боковой ход с подбивкой;

Из этих элементов педагог может составить небольшие композиции.

 

Молдавский танец

 

Основные положения рук и позиции ног, используемые при изучении молдавского танца, почти не отличаются от общепринятых положений народно-сценического танца. Руки могут быть свободно опущены вдоль корпуса, разведены в стороны ладонями кверху, прижаты ладонями к талии.

Однако техника исполнения движений молдавского танца отличается от изученного нами материала русского, украинского и белорусского танца пружинистостью движений и довольно быстрым темпом (даже в лирических композициях).

Основные движения в молдавском танце

— шаг с подскоком;

— бегущий бег;

— хора боковой шаг;

— шаг с выносом ноги крест-накрест;

— Дорожка;

— пружинистый шаг.

 

Польский танец

 

При разучивании элементов польского народного танца руки исполнителей, как правило, лежат на талии. Однако девочка может одной рукой придерживать край платья (фартука), мальчик – заложить одну руку за спину тыльной стороной ладони, другую вывести между I и II позицией ладонью кверху.

Основные движения польского танца

— Краковяк;

— бег, галоп;

— шаг – Голубец;

— притоп;

— Флик – фляк;

— Па де буре;

— Каблучки;

— тройной подскок;

— прыжок в 6 позиции.

 

Итальянский танец   « Тарантелла».

 

        Положения рук и ног при изучении элементов тарантеллы более близки к позициям классического танца. Используется также положение рук на талии; девочка может держать в одной или обеих руках тамбурин (маленький бубен), ловко управляя и звеня им во время танца. По тамбурину ударяют ладонью или тыльной стороной кисти.

Характер исполнения тарантеллы четкий, жизнерадостный.

Основные движения итальянского танца

— шаг с подскоком;

— Ножницы;

— повороты на месте;

— боковые скользящие шаги;

— подскоки;

— перекрестный шаг;

— боковые прыжки.

Все вышеописанные движения можно комбинировать в различных сочетаниях, варьируя движения рук. Педагог может составить небольшую композицию из минимального количества движений и множество орнаментальных рисунков.

 

Венгерский танец     «Чардаш».

Положение рук в венгерском танце при разучивание элементов движений следующие: руки лежат ладонями на талии; скрещены на уровня груди, правая поверх левой, локти направлены в стороны.

Девочка одной рукой может придерживать платье (фартук), мальчик – завести одну или обе руки за спину, тыльной стороной кисти.

Основные движения венгерского танца

— основной ход;

— перекрестный ход;

— ход с каблука;

— ход по кругу;

— Ключ;

— Вращение;

— боковые шаги;

— шаг с прыжком;

— прыжки с хлопушкой;

— перескоки;

— Восьмерка.

 

Углубленный уровень 3 года обучения.

 

Третий год обучения детей по хореографии предполагает специализированные занятия в избранном жанре хореографического искусства, изучение нового репертуара и совершенствование исполнительского мастерства.

Занятие, как правило, организуется в системе дополнительного внешкольного образования в форме детских хореографических коллективов-кружков, школ, ансамблей, студий.

Наиболее сложной задачей для педагога-руководителя на третьем этапе обучения является постановочная работа. При создании самостоятельных постановок, новых номеров следует помнить об основных законах построения хореографического произведения. Грамотно выстроенная драматургия танцевального номера предполагает наличие экспозиции, завязки, развития действия, кульминация и развязки. Логике драматургии должен соответствовать рисунок танца, его композиция и хореографический текст. Все эти слагаемые в сумме приведут к наиболее точному пластическому выражению хореографического образа, смысла и содержания танца. Репертуар коллектива должен соответствовать исполнительским возможностям и возрастным особенностям учащихся.

 

Элементы народно-сценического экзерсиса.

 

В коллективе народного танца помимо тренировочных упражнений, движений классического экзерсиса изучаются и исполняются элементы народно-сценического экзерсиса у станка и на середине зала.

Помимо материала, освоенного на предыдущих этапах обучения. Руководитель может добавить более сложные элементы знакомых народных танцев, а также включить в программу новый материал по своему выбору.

— Русский танец;

— Украинский танец;

— Белорусский танец;

— Молдавский танец;

— Венгерский танец;

— Испанский танец.

Распределение учебных часов на третий учебный год можно схематически представить следующим образом:

 

Содержательная характеристика.

Испанский танец

 

         Народные танцы Испании отличаются необыкновенным разнообразием. Каждая провинция имеет свои образцы, подчас совершенно не похожие на танцы других провинций.

Наиболее известны и привычны для нас танцы Андалусии (юг Испании), для которых характерны выстукивания – сапатеадо, плавные и мягкие движения рук, особая посадка головы и корпуса. Широко известны танцы испанских цыган – фламенко, также представляющие собой отдельную школу. «Арагонская хота», родившаяся из народного танца провинции Арагон.

 

Андалусийские танцы

 

Основные движении андалусийских танцев.

         — Сапатеадо – выстукивание полупальцами и каблуком;

— выстукивание всей стопой и полупальцами;

— шаги – переступание на полупальцах;

— выстукивание полупальцами, соединенное с шагом вперед и назад;

— перескакивание с ноги на ногу – разновидность (Падебаск);

— Глиссад – скользящее движение ноги;

— длинный шаг;

— повороты на месте;

— опускание на колено и поворот на месте.

 

«Арагонская хота».

 

 

Основные движения

— короткий шаг

— Косичка

— простой кабриоль

— повороты на месте

— Винт

— Веревочка

— пятка – носок

— красивый шаг

— Полотер

— поворот на месте

 

«Цыганский танец».

 

Основные движения

— первый ход;

— второй ход;

— Дробный ход;

— движение плеч;

— мужской ход с хлопушкой;

— Чечетка с переступанием на полупальцах;

— Чечетка с переступанием одной ноги накрест другой;

— Голубец с чечеткой;

— перепрыгивание с двух ног на одну;

— Хлопушка;

— перекрещивающиеся шаги.

На основе изученных элементов можно составить композицию цыганского танца, соединяя медленные ходы с быстрыми чечетками и хлопушками.

 

Танцы народов Кавказа.

 

Для кавказских танцев характерны особая постановка корпуса, величавая манера исполнения, мелкие быстрые ходы с неподвижным корпусом и плавными переводами рук у девушек, стремительные технические вращения и прыжки на пальцах у мужчин.

 

Аджаро-гурийский танец «Хоруми».

 

Воинственный танец «Хоруми»исполняется не четным числом юношей под звуки барабана. Танец, как правило, состоит из нескольких частей – «разведка », «привал», «тревога». Его движения технически несложны, но требует координации и особой, горделиво-сдержанной манеры исполнения.

Основные движения

— основной ход;

 

 

— ход с подскоком;

— ход с выносом ноги.

 

Немецкий танец.

 

Основные движения

— переменный ход;

— переменный ход с приседанием;

— ход с пятки;

— Балансе;

— переступания (движение для мальчиков);

— Вальс;

— парный вальс;

— Полька;

— помимо перечисленных движений в немецких танцах используется большое количество хлопушек (для мальчиков);

— на материале разученных движений педагог может составить небольшую композицию немецких танце

 

Шотландский танец.

 

При изучении элементов шотландского танца используются позиции рук, принятые в классическом танце, — подготовительная, I, II, III.

Основные движения

— простые шаги;

— скользящие шаги;

— первый ход;

— второй ход;

— поклон девушек;

— продвижение в сторону;

— Шотландский ключ;

— подскоки и шотландский ключ с переменой ног;

— ход с поворотом направо;

— Балансе;

— Полька;

— первая заноска;

— вторая заноска.

Составляя композицию на основе изученных движений, педагог может использовать различные рисунки – круг, шеренга, колонна, диагонали.

Пары могут составлять маленькие круги, исполнять движения в рисунках относительно друг друга (по типу французской кадрили).

 

Методическая обеспечение программы.

 

Как и раньше в бытность внешкольных учреждений, в системе современного дополнительного образования детей весьма значимым звеном является оставаться культурно досуговая деятельность. Это могут быть тематические вечера, праздники, театрализации, смотры, творческие отчеты, концерты, лагеря отдыха. Педагог должен искать и применять самые различные формы и методы учебно – воспитательной работы. Стремление как можно больше ребят в2,овлечь в хореографический коллектив.

Большую помощь в организации воспитательной работы оказывают коллективные посещения спектаклей, концертов, музеев, выставок. Каждое совместное мероприятие должно завершаться обсуждением увиденного, а руководителю, если это целесообразно, следует обратить внимание своих воспитанников на то, как полученные ими впечатления можно применить при создании того или иного образа в хореографической постановке. Это воспитывает эстетический вкус участников, повышает критерии оценки. Такая работа должна носить целенаправленный характер. Только в этом случае задачи, поставленные перед коллективом, будут успешно решены.

В нашем Центре каждый год дети посещают летний оздоровительный лагерь отдыха, в котором наши дети с большим удовольствием проводят летние каникулы. Здесь им предоставляется широкая возможность отдохнуть, окрепнуть получить всестороннее развитие, и ежедневно заниматься любимым делом.

 

Использованная литература:

 

  1. Борзов А. Танцы народов СССР. – М., 1983.
  2. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе. – М., 2005.
  3. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб., 1997.
  4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – М., 2003.
  5. Жорницкая М.Я. Народный танец Якутии. – М., 1966.
  6. Зацепина К., Климова А. Народно – сценический танец. – М., 1976.
  7. Лукина А.Г. Традиционная танцевальная культура Якутов –      Новосибирск, 1998.
  8. Программа для внешкольных детских хореографических кружков. –  М., 1967.
  9. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1967.
  10. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975.
  11. Учебно–воспитательная и творческая работа в самодеятельном хореографическом коллективе. – М., 1983.