Образовательная программа фольклорного ансамбля «Вдохновение»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ГОРОДСКОГО

ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

МОБУ ДОД ДЦЭВ «АЙЫЛГЫ»

 

Программа принята                           «УТВЕРЖДЕНА»                                 «СОГЛАСОВАНО»

Педагогическим                          Директор ДЦЭВ «Айылгы»                    Начальник ВР и ДОД:

Советом МОБУ ДОД                   _______________________                   ____________________

ДЦЭВ «Айылгы»                                  /Скрябин Е.В./                                   /                                  /

__________________

«__» __________ 2015г.               «__» __________ 2015г.                     «__» __________ 2015г.

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

                                                  фольклорного ансамбля «Вдохновение»

 

 

Педагога дополнительного образования

Павловой Зинаиды Евсеевны

3 года обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Якутск 2015

Пояснительная записка

Кружок рассчитан для ребят начальных классов. Проводится с целью ознакомления теоретических знаний и обучения практических навыков игры на хомусе и исполнения якутского народного хоровода «Осуохай» и пения народных песен, тойук. Программа имеет практический характер.

По данной программе дети за три года обучения могут усвоить основы исполнения игры на хомусе и петь народные песни, танцевать осуохай. Дети, которые ходят на кружок, должны знать не только сведения о культуре, но и своим умением   становится примером для сверстников, которые учатся, живут рядом, дополнять свой досуг.

Воспитательное значение — развитие способностей по видам народного музыкального творчества и освоение самобытной культуры.

Идея данной авторской программы соотносится с принципом, заложенным в целевой программе Правительства РС (Я) по формированию и развитию государственной национально – региональной системы образования, принятой 1999 г., которая заново обновляется и в наши дни.

Цель программы:

— Воспитать   морально-нравственную личность, через эстетическое обучение и воспитание обеспечить разностороннее своевременное развитие   творческих способностей, умений и самореализацию.

       Задачи:

— Формировать представления об основных видах фольклорного искусства;

—   Приобщить детей к материальной и духовной культуре коренных народностей их традициям и обычаям РС (Я);

—   Привлечь к творческой деятельности;

—   Усвоить технику исполнения песни и игры на хомусе;

—   Дополнить досуг воспитанников.

Этапы:

1 год обучения – усвоить теорию практики методов игры на хомусе, дать основные умения и выявить желания заниматься фольклором у детей. Начальная практика.

2 год обучения – Практическое исполнение на хомусе, усвоить навыки импровизатора и запевалы, исполнителей народных песен, осуохая.

3 год обучения – воспитывать и обучать участников конкурсов и   самодеятельности на разных уровнях.

       Основная форма обучения:

Практические занятия, показ, беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие на мероприятиях.

 Конечный ожидаемый результат:  

— За три года обучения дети получают основные навыки практического исполнения импровизаций на хомусе, умения участвовать в народном танце «Осуохай» (стать запевалой), участников на концертных программах, конкурсах.    

 

                               Программа кружковой работы

    

Программа имеет практический характер, рассчитана на три года.

Программа составлена для разновозрастных и разных национальностей воспитанников.

Возраст с 7 до 14 лет.

Она имеет несколько взаимосвязанных направлений:

  • ознакомление историей хомусного искусства, инструментом, теорией игры, пения на кылыhах народных песен и тойук;
  • исполнение самостоятельно на хомусе своих импровизаций по разным тема;
  • исполнение народных песен, разучивание ритмичной ходьбы под напевы запевалы в «осуохайе».

 

Для реализации данной программы мастер – преподаватель, основываясь на свои теоретические знания, должен владеть практическими умениями игры на инструментах, пения народных песен.

 

Первый год обучения.

 

     Начинающая группа осваивает практические навыки игры на инструментах и мотивы песен, которые включены в композициях и теорию об устройстве и разновидности хомуса.

  1. Постановка инструмента для игры, извлечение звуков.
  2. Координацию движений рук,
  3. Развитие органов речи и дыхания.
  4. Умение дыхания при игре на инструменте.
  5. Разновидности удара.
  6. Приемы игры на хомусе и их письменная фиксация.
  7. Традиционные приемы «хаастатыы», «табыгыр», «куэрэгэйдэтии» и.т.д.
  8. Сочинение кратких импровизаций.
  9. Разучивать народные песни «Кымыс ырыата», «Саас буола5а», «Ыйдана5а», «Кырдал кыына» и.т.д.
  10. Обучение методам исполнения песен дэгэрэн, дьиэрэтии, мурун ырыата .
  11. Установка голоса и тренировать кылынах, правильного дыхания.
  12. Сценическая культура.
  13. Упражнения по ритму ходьбы при исполнении осуохая по кругу.
  14. Умения повторять за запевалой и тренировки запевалы осуохая.

 

Второй год обучения.

Занимаются по более усложненной программе.

1) Хомусисты и их исполнительское мастерство.

2) Хомусная музыка как жанр устной традиции.

3) Якутские кузнецы-мастера.

4) Свойства «певучего» хомуса.

5) Акустические и артикуляционные характеристики отдельных приемов.

6) Комплексы приемов игры при импровизации.

 

                                 Третий год обучения.

  1. Ансамбли хомусистов и их репертуар. (Прослушивание, просмотр аудио-видео записей).
  2. Ансамблевое звучание инструментов. Синхронность игры.
  3. Умение выступать перед зрителями, сценическая культура.
  4. Подготовка солистов, запевал.
  5. Композиционные импровизации на хомусе.

 

                               Содержание программы

                                             Теория

У якутского народа, наряду с другими видами музыкальных инструментов, с глубокой древности сохранился хомус. Веками обрабатывались исполнительские приемы, превратившиеся   в своеобразное искусство игры на этом инструменте. В 18 веке путешественники исследователи упоминали об отдельных исполнителях на хомусе, то в начале 19 века стало массовым коллективное исполнительство. К этому времени уже было четкое распределение ролей на обучающих и обучающихся. Как правило, более опытные и умелые хомусисты становились наставниками. Традиционная школа игры на хомусе получила свое становление с 30 годов. 70-80 годы создаются большие ансамбли хомусистов.

  1. О хомусе. Известны три разновидности якутского хомуса: мас хомус (деревянный), тимир хомус (железный), икки тыллаах хомус (двуязычный).

Традиционный классический одноязычковый хомус, широко распространен по республике, состоит из подковаобразного ободка в лиры с суживающимися двумя «Щеками». К середине ободка прикрепляется упругая стальная пластина – язычок, находящийся между «щеками». Загнутая на конце на прямой угол часть вибрирующей пластинки называется «чыычаах» (птичка), на кончике которой имеется эминньэх (круглое ушко). Именно это крохотное отверствие (ушко) служит для настройки инструмента. В него закладывается кусочек свинца и миллиграммовое уменьшение или увеличение веса способствует изменение частоты колебания язычка. Так достигается искомое звучание.

  1. О мастерах изготовителях хомуса. Особым почетом пользуются те мастера, чьи инструменты певучее. В настоящее время широко известны имена С.И. Гоголева, И. Захарова, Р. Чемчоева, М. Михайлова и др.

Более 80 лет славится талантливейший мастер Семен Иннокентьевич Гоголев, автор нескольких тысяч уникально звучащих (певучих) хомусов традиционного образца. С именем С.И. Гоголева связано возрождение хомусного искусства в республике и на международном уровне (далее идет ознакомление с другими мастерами изготовителями).

  1. О хомусистах. В республике развито творчество хомусистов- импровизаторов, мастерство которых передается из поколения на поколение. Старшее поколение исполнителей способствовало развитие стилей воспевания. (Л.Н. Турнин, М.С. Бадаева, Х.Ф. Таскина, А.И. Чахов и др.)

Из них особо популярен исполнитель-виртуоз Л.Н. Турнин, впервые демонстрировавший искусство якутских хомусистов на всесоюзной арене еще в 1948 году на сценах городов центральной России. Около 20-ти лет он руководил ансамблем хомусистов в Таттинском районе. Его вклад в развитие музыкального фольклора имеет неоценимое значение. Он – заслуженный работник культуры ЯАССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Блестящая исполнительница Х.У. Устинова была участницей 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Среднее поколение хомусистов создало новое направление хомусной музыки: упорядочение системы и методику обучения игры на хомусе. Началось научное исследование отдельных теоретических и практических вопросов развития данного жанра.

  1. Учебный репертуар. В начальной стадии обучения игры на хомусе используются народные куплеты песни «Биэ-биэ-биэ», «Ныт-тыа», «Кымыс ырыата», «Онуохай» и др

Мелодия «Биэ-биэ-биэ» повторяющегося одного слога, которая доступна каждому начинающему.

Биэ-биэ-биэ,

Биэ-биэ-биэ,

Биэ-биэ-биэ даа

Биэ-биэ-биэ.

Эта мелодия применяется для извлечения первых звуков на хомусе.

Как научились делать звуки, надо переходить к разучиванию песен, мелодий и делать композиции на разные темы. Готовить сольные композиции индивидуально на мелодиях северного «Сээдьэ», на тему «Праздничную», «Лето»

  1. Приемы игры. Из них считаются самыми простыми и доступными для начинающих — это внешние удары. Потом идут подражание гусиного гогота, «жаворонок», однородные удары, вибрации на одном открытом звуке, затем начинаются звуки копыт и капели. Изучение звуков на основной тон (звук) артикуляция органов речи, т.е. без движения воздуха в полости рта.

Губные звуки основаны на физическом участии губ, преимущественно при исполнении песни про себя с помощью голосовых связок. Подражание кукушки сложная артикуляционно — акустическая модуляция глоточно-небного участка, нужно долгое упражнение, чтобы уметь воспроизводить данный звук. Далее идет извлечение разновидных звуков на инструменте разным методом и сочинение импровизаций. Во время импровизаций применяется подражательные звуки животных, птичек, шумов ветра и.тд.

  1. Приемы пения. Установление голоса и «кылынах». Певческая установка.

Обучение сценической культуре. Обучение петь песни в манере «Дэгэрэн», «Дьиэрэтии», тойук воспевание и обрядовые пения. Подготовка запевал по осуохаю – импровизаторов запевал. Осуохай и разновидности по регионам. Тойук в исполнении олонхо по ролям.

Содержание программы:

Важным элементом готовности ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. Без развития мелкой моторики практически невозможно дальнейшее обучение письму, повышения темпа письма и чтения.

Методика проведения «дидактика» по бисероплетению та же что и по письму, — слева, сверку, снизу – чтобы получить данный узор бисером, как графическому изображении разных форм, линий, контуров

Бисероплетение, как и другие виды прикладного искусства, создает условия для стимулирования познавательных потребностей учащихся, их теоретического и образного мышления, развития способности к анализу и планированию, творческому самовыражению. Занятия по бисероплетению можно включать в учебно-воспитательный план с первого класса как факультативные занятия или в виде кружковой работы. Цель занятий по бисероплетению: — Выявить и развить личностные возможности и способности ученика, создать учебно–воспитательную среду для их реализации. Кружок (факультатив) ориентирован на индивидуальность каждого ребенка с учетом физических и материальных, волевых способностей и возможностей. Состав посещающих разновозрастной, поэтому план вариативный с учетом возрастных способностей и возможностей курс рассчитан на два года.   Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни – одно из основных путей активизации образного мышления.

Условия:

Во-первых: Учить творчеству может не всякий, а лишь тот, кто увлечен творчеством.

Во-вторых, профессиональный опыт педагога доказывает, что успешно строить и осуществлять систему обучения творчеству возможно на основе развития как логического, так и образного мышления учащихся.

В-третьих наличие рабочего места, материалов для изделия, пособий, наглядных и демонстрационных пособий, раздаточного материала.

При занятии бисероплетением, развивая технические способности детей, не игнорируются те методы и формы работы, которые связаны с развитием у воспитанников эстетического вкуса, умения наблюдать окружающий мир, видеть в нем как можно больше доброго светлого и радостного. В каждом ребенке от природы заложены огромные возможности.

Поскольку бисероплетение является областью искусства, то учащиеся знакомятся на занятиях с основами общей композиции, особенностями структуры узора, формы и цвета, изобразительных мотивов в орнаментах, понятиями ритма и симметрии, видами узора, способами составления орнамента.

Специфика детской психологии и психики требует периодической смены видов техники плетения. Поэтому нужно обеспечивать плавный переход – от обучения приемам нанизывания изделий до ткачества и вышивания бисером. Педагогическая и организаторская деятельность руководителя включает его умение ставить перед собой и перед детьми цели, причем, только такие, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; умение разделить цель на более мелкие задачи и обратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы; способствовать создать положительную установку на предыдущую деятельность, использовать различные методы ее стимулирования (состязательность, поощрение, сознание ситуации успеха, четкое определение требований к выполнению задания).

Бисер – это мир, в котором соединяются самые разнообразные грани человеческого дарования. Это и мастерство, и умение вышивальщиц, и фантазия художника. Проводится факультатив по бисероплетению для начальных и пятых классов, где занимаются дети с первого класса по желанию. Эти занятия очень полезны тем, что развивают мелкую моторику, внимание, сосредоточенность, усидчивость, логическое мышление и волевые качества, как настойчивость и терпение.

Родителям нужно обеспечить нужными инструментами труда и необходимыми материалами. Задача педагога – заинтересовать ребят нужным и доступным делом. Важно, стоя рядом, поощрять, демонстрировать классу успешную работу другим. Это активизирует детей и развивает самостоятельность. Нужно научить ребенка внимательно слушать объяснение схемы, плана хода работы, усвоить последовательность действий и начинать делать то, что задано. Учить организованности, умению, аккуратности, трудолюбии.

Бисероплетение имеет тесную связь с другими предметами – с математикой, письмом, геометрией, чтением, черчением, изо.

Матеиалы и оборудования:

Приспособления и инструменты в этом виде декоративного искусства просты, а сам бисер легко доступен и разнообразен. Начинать нужно с приобретения необходимых материалов и оборудования рабочего места. Для учащихся начальных классов нужно иметь бисер немножко крупный, пока руки еще не привыкли к ручной работе. Бисер для работы небольшими порциями на салфетку или на маленькие блюдца. Хранить бисер удобнее в прозрачных пакетиках или прозрачных банках с завинчивающимися крышками. Свет должна падать, как и по письму слева. В работе понадобятся следующие материалы: бисер, стеклярус, бусы; нитки синтетические разных цветов; хлопчатобумажная салфетка (можно и столовые); леска и проволока обмоточная; ножницы маленькие; кусочки свечи или мыла; замочки бисерные.

 

Воспитательный план фольклорной группы за 2015-2016 учебный год.

месяц содержание примечания
сентябрь 1.    Организационная работа знакомства с классными руководителями и коллективом класса контакт с родителями

2.    Посещение классных родительских собраний

3.    Выбор актива родкома.

Сбор заявлений, данных и копий документов

Составление плана работы родкома и руководителя кружка

октябрь 1.    Беседы с родителями согласование расписаний, о наличии инструментов и костюма

2.    Конец четверти — отчетный показ перед родителями

3.    Участив в празднике мам

Заказать нуждающимся хомусы у мастера.

Беседы об обязанностях родителей и кружковцев о поведении во время занятий.

ноябрь 1.      Организовать экскурсию в музей хомуса

2.      Принимать участие ко дню рождения учащихся

Выступления
Декабрь 1.      Посещение родительских собраний классов

2.      Участие в новогодних классных праздниках

Беседы о задачах родителей по эстетической воспитательной работе
Январь 1.      Посещение родительских собраний

2.      «Праздник вежливых идей» в 2 «д» СОШ № 26

Беседа о задачах кружка

Выступление хомусистов

февраль 1.      Поздравление родителей ко дню отцов

2.      Посещение музей хомуса СОШ № 2 4 «а»

 
март 1.      Подготовка к празднику 8 марта

2.      Посещение родительских собраний классов Айыы Кыһата

3.

Выступления на классных мероприятиях
апрель 1.      Посещение родительских собраний СОШ№2

2.      Участие организации дней рождения в 1 классе Саха гимназии

Обсуждение об участии на конкурсах

Выступление перед коллективом класса

май 1.      Экскурсия в музей хомуса группы из Айыы Кыһата

2.      Подготовка и участие на школьные ысыахи

Осуохай организовать и выступить перед школой

 

Учебно-календарный план по фольклорному кружку на первый и второй год обучения

Месяц Содержание занятий Репертуар и примечания
сентябрь 1.       Организационная работа – запись на кружок и составление групп. Составление расписания занятий

2.       Беседы о ТБ на группах

3.       Проверка навыка учащихся и умений по игре на хомусе и по певческим навыкам

4.       Понятия об инструменте и технике игры.

5.       Фиксация инструмента установка руки при игре на хомусе

Ознакомление с планом .

Гигиена обращения с инструментом

Вибрация дыханием при помощи языка.

 

октябрь 1.       Упражнения правильного дыхания и по дикции. Разучивание мелодии «сыыйа тардыы».

2.       Упражнение развития темпа при игре мелодий (долгие и короткие звуки)

3.       Виды ударов разучивание прямого удара

4.       Разучивание мелодии песни

5.       Развитие кылыһах при исполнении песни

1 Биэ-биэ-биэ

2 «Кымыс ырыата»

ноябрь 1.       Подражательные звуки на хомусе

2.       Составление композиции для ансамблевого занятия , упражнение равномерного и синхронного движения рук учащихся

3.       Исправление положения руки при ударах

4.       Беседа о мастерах заготовителях хомуса

5.       Экскурсия на Музей Хомуса (4 классы)

1 « хаастатыы”, “Күөрэгэйдэтии»

2 «Сарсыарда буолаҕа»

Показ презентаций на экране

 

декабрь 1.       Ансамблевые занятия по композициям. Упражнение синхронному движению ударов упражнение кистей

2.       Упражнение растягиванию «Дьээ-буо» упражнение по технике кылыһах

3.       Упражнение по ходьбе исполнения танца “Осуохай». Разучивание ходьбы по темпу песни запевалы

Разучивание песни «Сайын»

Тойук – Эҕэрдэ ырыата

Оһуохай разучивание слов запевалы   (Бүлүүлүү оһуохай)

январь 1.       Упражнения по хомусу подражания капели. Дятла

2.       Ансамблевые игры мелодий разученных песен и звуков

3.       Индивидуальные занятия с одаренными деьми.

4.       Прослушивание аудио записей игры виртуозов хомусчутов

5.       Упражнение по тойуку постановка голоса

Табыгыр

Разучивание песни «Тугун бэрдэй кэрэтэй»

«Айархаан», диски Хатылаевых

февраль 1.       Синхролнная игра по хомусу и работа по улучщению звучаний

2.       Разучивание песни упражнения по круговому движению танца “Осуохай”

3.       Разучивание тойука из олонхо

4.       Инсенировки из якутских сказок

“Манчаары туһунан ырыа»

Оһуохай

«Абааһы кыыһын ырыата»

«Чаачахаан уонна Алаа Мо5ус»

март 1.       Подготовка к празднику мам ансамьлевые занятия по игре на хомусе.

2.       Разучивание тойука

3.       Упражнение по танцу «осуохай»

4.       Разучивание техники игры на хомусе по подражанию пения птиц Противоположные удары

Тойук “Ийэбэр”

Композиция “ саас”

Чыычаахтатыы

Табыгыр

Участие на концертных мероприятих якутского языка   дня хомуса

Апрель 1.       Посещение концертных выступлений   на конкурсах

2.       Подготовка концертных композиций на хомусе ( игра под фонограмму)

3.       Разучивание песни по дэгэрэҥ

Заказать фонограмму по композиции

Участие на концертных мероприятиях “Ыллаа туой оҕо саас”

«Сиэрдиир аппын миинэммин»

май 1.       Упражненгия а хомусе по звучанию с вибрацией

2.       Упражнения по дыханию. Техника игры с противоположным ударом руки.

3.       Занятия с тойуксутами хоровое исполнение тойука

4.       Тренировка по ходьбеи подражанию запевалы при осуохае. Упражнение запевал.

5.       Выступление групп на ысыахе школ, класса.

Разучивание песни “Сайын”

Слова и упражнение с запевалами. Темп запевалы и синхронное движение ног.

Репетировать композиции

 

Учебно-воспитательный план по фольклору на третий год обучения

месяц содержание Репертуа и примечания
сентябрь 1.       Организационный момент: запись на кружок и набор детей составление групп

2.       Составление плана за год

3.       Проверка навыков и умений

4.       Разучивание и повтор методов игры нга хомусе

5.       Разучивание песни установка высоты голосовой нагрузки. Прослушивание записей

Составление списков учащихся на группы по умениям и возможностям

Составление репертуара

Новая песня- «кырдал кыыһа”

октябрь 1.       Разучивание слов и мотива песни.

2.       Упражнение по ритму ударов на хомусе и по ходу танца осуохай

3.       Обучение по звучанию на вибрации воздуха

4.       Упражнение по усилении звучания в хомусной игре

Разучивание песни “Ыйдана5а”

Составление слов запевалы по осуохаю

 

 

Ноябрь 1.       Упражнение по синхронной игре на хомусе в группе

2.       Подражательные звуки на птиц. (воспроизведение гортанных звуков)

3.       Композиция “ голоса тайги”

4.       Выявить способных детей по подражанию зверей животных и птиц. Упроажнение дыхания по гортанному звучанию.

Составление слов тойука о матери и упражнение растягиванию звуков на длительность дыхания

Составление композиции по исполнении попури якутских народных песен

Декабрь 1.       Аккомпонирование якутских мотивов при исполнении песни на сильной вибрации звуков

2.       Прослушивание аудио записей с подражанием голосов птиц и животных упражнять включение подражательных звуков на композиции переход темпа при игре.

3.       Упражнение на пролдержаните ритма игры

4.       Разучивание новой песни

5.       Создать ансамбль тойуксутов

 

Слова и мелодия песни “Сиэрдииро аппын миинэммин” харахтерное исполнение песни на дэгэрэн

Песня “Тааттам күөх хонуута» Гортанные збуки.

Январь 1.       Повторение исполнении новых песен на мотиве дэгэрэҥ

2.       Воспроизведение мелодий новых песен на хомусе соблюение ритма ударов.

3.       Противоположные удары при исполнении “Табыгыр»

4.       Синхронное движение рук при сложных противоположных ударах

обучение примененгия кылыһах при исполнении песен по манере «дэгэрэҥ».

Новая песня «Һээ-дьэгэ-дьэгэ», « кыыс хай5аммыт ырыата»

Февраль 1.       Равномерные быстрые удары прои исполнении импровизации мотивов песен на дэгэрэҥ

2.       Разучивание новой песни. Разучивания слов и мелодии

3.       Сопровождение песни на хомусе

4.       Обучение по тойуку длителность растягивания “дьээ-буо”

«Кырдал кыыһа», «Дьайҕар Хомус” на слова А. Кулаковского

«Алгыс ырыата»

«Кулунчук»

«Алгыс тойуга»

март 1.       Обучение по осуохаю. Упражнение правильное исполнение ходьбы по ритму запевалы.

2.       Беседа о Сергее Звереве Прослушивание аудио записей с исполнением мастеров запевал

3.       Харахтерноен сопровождение на хомусе осуохая

4.       Упражнение исполнение танца осуохай

Оһуохай «Кыайыы оһуохайа»

Ритм по сопровождению

Осуохая на ударном инструменте күпсүүр

Подготовеа запевал со своими композициями

апрель 1.       Подготовка участников концертных номеров

2.       Постановка голосов исполнителей тойука

3.       Репетиции к выступлениям на классные мероприятия

4.       Разучивание песни

По усмотрению репертуара исполнителей

“Куэрэгэй” – норуот ырыата

май 1.       Подготовка к отчетному концерту “Айылгы”

2.       Упражнение на хомусе по воспроизведению звуков подражания шума ветра, копыта, дятля итд

3.       Подготовка к ысыахам школ — Танца осухай,тойуксутов и игры на хомусе

4.       Заключительные выступления перед родителям

Разучивание слов и дикции правильному проиношению слов при исполнении тойука, запевал по круговому танцу

 

Методическое обеспечение программы.

Как и раньше в самобытность внешкольных учреждений, в системе современного дополнительного образования детей весьма значительным звеном является культурно-досуговая деятельность. Это творческие и тематические вечера. А также наличие музыкальных инстументов:

  1. Якутский хомус – у каждого участника;
  2. Микрофон – 2 штуки;
  3. Усилитель звука – 2 штуки;
  4. Динамики – 2 штуки;
  5. Наличие зала для проведения урока;
  6. Якутский костюм для выступлений – по численности детей

 

Литература для педагога и детей

  1. Лопатина А., Скребцова М.Серия книг для занятий по духовному воспитанию. Книги !-М1. — М., 1998-1999.
  2. ШемшуринаА. И. «Система воспитания этической культуры школь­ников». — М., 1996.
  3. ШемшуринаА. И. «Основы этической культуры». — М., 1999.
  4. Шемшурина А. И. «Этика. Курс занятий». — М., 1999.
  5. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. «Но­вые технологии воспитательного процесса». — М., 1993.
  6. Неустроева М.Д., Елисеева М.И. «Ураанхайсахаогото» — Якутск, 1998;
  7. Герасимова М «Саппайуопсан» — Якутск, 2002;
  8. Ноговицын В.А. «Ого чабыргага» — Якутск, 2002;
  9. Болот Боотур «Загадки, стихи» — Якутск, 2002;
  10. Васильев П.К., Охлопков М.К. «Якутские игры» — Якутск, 1992;
  11. Аммосова Е.Е. «Народные истоки творчества» — Якутск, 1994;
  12. Петров Н.Е. «Мы, якуты можем развивать говорящую музыку» — Якутск, 1995;
  13. АН СССР, ЯФ СО, институт языка, литературы и истории «Якутские народные песни» — Якутск, 1976;
  14. Петрова С.И. «Олонходойдутункэрэкуоласа» — Якутск, 1996;
  15. Нотные издания. Составитель Парников В.С. «Сияющие горизонты» — Якутск, 1998;
  16. Петров Н.Е. «Божественный хоровод» — Якутск, 1997;
  17. Иванова Г.И. «Уран» программа» — Покровск, 2003;
  18. Зыков Ф.М. «Ювелирные изделия якутов» — Якутск, 1976;
  19. Жиркова Р.Р. «Музей хомуса народов мира» — Якутск, 1993;
  20. Уткин К.Д. «Чыычаахтааххомус» — Якутск, 1990;
  21. «Варган (хомус) и его музыка» — Якутск, 1990;
  22. Литературно-художественное издание «Кулаковский и хомус» — Якутск, 2004;
  23. Жиркова Р.Р. «Методическое пособие для разучивания игры на хомусе» — Якутск, 1991;
  24. Шишигин С.С., Алексеев И.Е. «Чарующие звуки хомуса» — Якутск, 1999;
  25. Шишигин С.С. «Играйте на хомусе» — Покровск, 1994;
  26. Шишигин С.С. «Методическое пособие игры на хомусе» — Якутск, 1995;
  27. Алексеев И. «Искусство игры на якутском хомусе» — Якутск, 1996;
  28. Ежегодный информационный научно-популярный журнал «Хомус» — Якутск;
  29. Адамова А.С. «Школьный кружок хомуса» — Покровск, 1997;
  30. Кириллин Т.С. «Эхо бубна» — Якутск, 2004;
  31. Федорова Г.Г. «Утуоугетэрисэдиптээн» — Якутск, 1999;
  32. Божедонов А.И. «Тайны тонкого мира» — Якутск, 1991;
  33. Афанасьев Л.А. «Дорога Айыы» — Якутск, 2001;
  34. Уткин Г.Д. «Якутский ысыах: проблема национального и интернационального» — Якутск, 1994;
  35. Уткин Г.Д. «Педагогические основы народного праздника «Ысыах» — Якутск, 1994;
  36. «Обряды предков» экспресс-бюллетень – Якутск, 1991;
  37. Федоров А.С. «Эйгэ» (сборник сценариев по обрядам) – Якутск, 2002;
  38. Спиридонова М.С. «Традиции бережно храня…» — Якутск, 2003;