В настоящее время в республике реализуется Проектная программа воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2012 – 2016 г.г, утвержденная распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.10.2012г. 1 номер 182 – р. На муципальном уровне разработаны и реализуются Межведомственные программы воспитания и развития детей и молодежи.
Как отметил заместитель министра образования РС (Я)Кондратьев Э.В., на августовском совещании работников образования РС(Я) «Актуальные вопросы развития системы общего образования» (августа 2015 г) — основными направлениями развития системы воспитания, дополнительного образования Республики Саха (Якутия) на ближайшую перспективу являются:
- духовно – нравственное воспитание, включающее художественно – эстетическое направление («Музыка для всех»), эколого – краеведческое (Развитие детского образовательного туризма);
- формирование физической культуры детей, здорового образа жизни – с 2014 года начинается поэтапное внедрение Всероссийкогофизкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации;
- воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями — в этом направлении запланировано: развитие «инклюзивной» школы, открытие отделений ДЮСШ по адаптивной физкультуре, внедрение программы занятий физкультурой в специальных медицинских группах для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- формирование правовой культуры правосознания, профилактика правонарушений и безнадзорности, воспитание гражданственности, ответственного поведения. Совершенно очевидна сегодня необходимость совершенствования системы правового воспитания, новых форм и технологий взаимодействий с аппаратом Уполномоченного по правам ребенка, общественными организациями по правовому просвещению всех участников образовательного процесса; развития социального партнерства по созданию безопасной среды детства; (Паспорт
- развитие детского движения как важнейшего фактора социализации детей, формирования гражданской активности и ответственности — внедрение педагогических технологий коллективного воспитания; поддержка детских инициатив.
В системе дополнительного образования детей актуальными вопросами являются:
- механизмы реализации проекта Концепции дополнительного образования детей РФ и «дорожной карты» РС (Я) в соответствии с «майскими» указами Президента Российской Федерации В.В. Путина;
- управленческие решения по развитию дополнительного образования детей и эффективному использованию ресурсов государства и общества;
- финансово-экономические механизмы управления организацией ДО;
- внедрение инновационных, интегративных моделей и программ дополнительного образования детей, развитие сетевого взаимодействия;
- особенности управления качеством воспитательной деятельности детей и подростков в образовательной организации.
Актуальными вопросами развития системы воспитания и дополнительного образования являются вопросы психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса.
В этом направлении необходимо:
— выработать новые подходы к психолого – педагогической поддержке детей с отклоняющимся поведением; в 2015 году запланировано было введение новой типовой модели психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса, направленной на профилактику суицидного поведения обучающихся актуализировать деятельность ПМПК в новых условиях;
— внедрять новые формы профилактики аддиктивного поведения. С 2014 – 2015 года вводится социально – психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
На этом совещании работа секции по дополнительному образованию проходила под названием «Воспитание и дополнительное образование».
В 2013 году в нашей республике стартовал проект «Музыка для всех», инициированный первым Президентом РС(Я) М.Е.Николаевым. Проект является долгосрочным и многоаспектным. Среди перспективных направлений – расширение инструментального, вокального, хорового исполнения музыки, внедрение прогрессивных методик обучения игре на народных и классических инструментах.
Актуальность объявления Года дополнительного образования детей в РС(Я) исходит из начавшейся модернизации системы дополнительного образования в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей на период до 2020 года (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014, № 1726-р), Стратегии развития воспитания до 2025 г. (Расп. Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р), Указа Президента РФ В.В.Путина «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российское движение школьников» (29 октября 2015 г., №536). В своем выступлении на пленарном заседании XIII съезда учителей и педагогической общественности РС (9 октября 2015 г.) Глава Республики А.Е.Борисов сформулировал целевую установку на ближайшую перспективу: «Мы прошли организационный этап создания Единого детского движения, теперь пора выходить на содержательный уровень работы, укрепить ресурсы республиканского Центра детского движения и в каждом муниципальном образовании принять целевую программу». Были приняты документы, регламентирующие деятельность в современной сфере дополнительного образования: Указ Президента РФ от 3 апреля 2012 г. №827 «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов»; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и др.постановления, распоряжения и приказы. В этих документах определены приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей в части обеспечения доступности дополнительного образования, расширения спектра дополнительных образовательных программ, развитие системы управления качеством реализации программ, совершенствования финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования.
Целью Года дополнительного образования в РС(Я) является реализация комплекса мер, направленных на консолидацию интересов детей, семьи, общества и государства на воспитание личностей, укорененных в родных культурах, профессионально и нравственно ориентированных на служение обществу на основе присущей российскому обществу системы ценностей и открытых к глобальному миру.
В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. Новый закон отдает духовно – нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования.
В нашей республике из действующих 227 организаций дополнительного образования идет увеличение реализуемых программ в художественном, естественнонаучном, техническом направлениях, где особое внимание уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
МБУ ЦДО «Айылгы» начала свою работу в 1992 г., как ансамбль танца «Айылгы» при Якутской городской национальной гимназии, под руководством Поповой Зинаиды Николаевны, в 2001 году переименован в ГОУ ДО Детский центр эстетического воспитания «Айылгы» (ГОУ ДО ДЦЭВ «Айылгы»), в 2016 году переименован в муниципальное бюджетное учреждение центр дополнительного образования «Айылгы» (МБУ ЦДО «Айылгы»).
МБУ ЦДО «Айылгы»решает следующие задачи: реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах детско-взрослого населения, свободный выбор творческой, самосозидающей деятельности по интересам и способностям, развития мотивации личности к познанию, профориентации и творческого совершенствования, приобщению к ценностям традициям многонациональной культуры.
Программы педагогов направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, инженерном, духовно-эстетическом и профессиональном совершенствовании.
Образовательный процесс осуществляется на основном здании и на базах общеобразовательных школ (7 школ) и ФГБОУ ВПО«СВФУ» (Пединститут).
В педагогическом коллективе работают 13 квалифицированных педагогов, в т.ч. директор, зам. директора по УВР, методист и 2 совместителя. Из них — 2 со средним специальным образованием и 11 — с высшим, что составляет 84,6 %.
Педработники проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах, совещаниях, выставках, в конкурсах различного уровня, где наши дети занимают призовые места, проводятся открытые уроки, мастер-классы.
Организация образовательного процесса с 1 сентября по 31 мая, включая каникулярное время. В летнее время организуются оздоровительные лагеря дневного пребывания. Запись по учебным направлениям начинается с 1 июня по 15 сентября.
На сегодняшний день в центре занимается 975 школьников, в 53 группах ведутся образовательные услуги по 4 направлениям деятельности:
- Хореография (народно-сценический, фольклорный и современный танец, развивающая хореография);
- Фольклор (хомус, якутские национальные инструменты, национальное шитье, тойук);
- Вокал (эстрадное пение);
- Инженерное и 3Д-прототипирование (знакомство с технологиями 3D печати и моделирования, работа на 3D принтере).
В сентябре 2015 года приступили к обучению и подготовке детей к соревнованиям JuniorSkills по компетенции «Прототипирование». Работа будет направлена на раннюю профориентацию, выявление инженерных талантов и предпрофессиональную подготовку по техническим специальностям.
Наш Центр выступил инициатором создания Ассоциации образовательных учреждений г. Якутска по профориентации и дополнительному образованию. Были проведены ряд рабочих встреч с руководителями Центров дополнительного образования «Детский подростковый центр», «Центр технического творчества», директором Педагогического института, директорами общеобразовательных школ №12, 18, 19 и Мархинской школы №2 для совместной работы в этом направлении. В настоящее время общее количество учащихся, входящих в ассоциацию составляет 8622 ребёнка.
Сетевое взаимодействие является одним из главных направлений в нашей работе, так Центр «Айылгы» инициировал подписание соглашения о сотрудничестве с СВФУ и АГИКИ. В настоящее время ведутся переговоры с Малой Академией наук РС (Я) для подписания Соглашения (для увеличения доли техносферы в Центре).
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать и другие организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Сформирован Родительский комитет центра, Управляющий Совет (председатель Арьянова Е.А.), проводятся родительские собрания, избран новый состав Профкома работников учреждения.
Ведется работа над повышением материально-технической базы учреждения, увеличением количества музыкальных инструментов, инвентаря и оборудования.
Укрепление материально технической базы образовательного учреждения:
- Оборудовано дополнительно один класс — класс вокала,12 кв.м.;
- Оборудовано дополнительно второй гардероб — 9 кв.м.;
- Приобретены: 1музыкальный центр, 2 рукосушителя, 1 тепловая завеса, 1 ноутбук, компьютерные программы, по ТБ и ПБ огнетушители, обучающие стенды и таблицы, сейф для хранения документов;
- Обновлены светильники, розетки, выключатели по всему зданию;
- Технические средства обучения: 2 магнитных доски, произведен ремонт муз.инструментов;
- Совместно с ПЭСАЗ «ЛЕНА» добавлены тепловые приборы;
- Заключены договора на услуги интернета и другие для продуктивного функционирования учреждения;
- На 2016 год планируется ремонт: замена окон, обновление сантехники, покраски, замена линолеумов.
В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. Новый закон отдает духовно – нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования.
Анализ качества и доступности дополнительного образования позволяет сделать вывод о том, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству в интересах детско-взрослого населения, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека.
Приглашаем посетить занятия в нашем учреждении!